Ограниченные интересы — типичная форма ограниченного и повторяющегося поведения у детей с особенностями в развитии, с которой могут столкнуться родители или специалисты во время взаимодействия. Ограниченные интересы характеризуются интенсивной сосредоточенностью на определенном объекте, теме или пристрастием к ним. Если ребенок излишне заинтересован определенной игрушкой или рутиной, вам будет непросто достигнуть состояния совместной вовлеченности с ним.
Сосредоточенность на одной теме - Ребенок сосредоточен на определенной идее или объекте и отказывается от расширения этого интереса.
Непродуктивные действия - Ребенок может проявлять энтузиазм в отношении области своих интересов, но уровень развития его игровых навыков не позволяет ему выполнять продуктивные игровые действия (например, ребенок проявляет особый интерес к куклам и игрушечным фигуркам, но освоил пока только начальные уровни комбинации).
Ограниченные интересы могут быть полезны, поскольку они создают мотивацию у ребенка. Однако зачастую при этом страдают вовлеченность и качество игровых рутин. Если ребенок проявляет ограниченный интерес, вам нужно определить, когда стоит включить его в игровые рутины и когда нужно начинать двигаться дальше.
Каждодневные групповые игровые мероприятия помогают детям обучаться взаимодействию со сверстниками, наблюдая друг за другом дети начинают вовлекаться в игру, управлять предметами и со временем вести запланированные игровые механизмы.
На начальных этапах игра несет самостимулирующий механизм, после того, как ребенок обучается следить за предметами (игрушками), инструктор все больше начинает вовлекать его в различные действия, подкрепляя и поддерживая его в каждом шаге. Постепенно вырабатывается интерес и умение взаимодействия с предметами и со сверстниками. Через групповую игру ребёнок приобретает знания о своих способностях, новых навыках, учится преодолевать трудности, понимает, что такое плохие и хорошие поступки, развивает решительность, настойчивость, учится понимать чувства и проявлять эмоции, расширяет свои знания о мире. В процессе групповой игры совершенствует речь, развивается фантазия и логика, инициативность и наблюдательность. Активные игры помогают укрепить мышцы, развить ловкость и силу. Умение играть важнейший механизм для дошкольного возраста без которого, ребенок не сможет планомерно развиваться в будущем.
Попробуйте убрать определенные игрушки к которым вы стараетесь направить ребенка. Желательно выставлять и снова прятать игрушки в соответствии с той направленностью, которую вы запланировали. Игрушки можно чередовать, например достали Лего и ребенок может поиграть с конструктором како-то время, затем прячем Лего и на следующий день достаем железную дорогу и делаем тоже самое. Так мы направляем ребенка на ту игровую деятельность, которая необходима для его общего развития. Здесь главное учитывать, что обычные игрушки должны быть в доступе ребенка всегда, но конкретно те предметы, которые используются на запланированную игру не должны быть в свободном доступе, так как теряется их ценность и соответственно заинтересованность.