Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела, обоняние, зрение, слух, вкус). Затем система организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. При нарушениях сенсорной интеграции сигналы поступающих от разных органов чувств не организуются в адекватную поведенческую реакцию. Тогда ребенок либо перевозбужден от сенсорных стимулов, либо находится в постоянном поиске стимулов, либо совершенно избегает стимулы.
Так, например, один ребенок может быть излишне избирательный в пище, другой, напротив, ест без ощущения насыщаемости, а третий настолько не любит еду, что это может навредить его здоровью. Один ребенок прыгает, кричит и машет руками, другой пугается громких звуков и начинает плакать при ярком свете, а третий сидит тихо весь день без желания взаимодействовать, но кусает свои руки.
Дисфункция сенсорной интеграции вызывает препятствия в развитии и обучении. Поэтому ребенку крайне необходим испытывать комфорт при нахождении в социуме. В нашем центре мы учитываем индивидуальные сенсорные потребности каждого нашего ребенка. Наши специалисты помогают детям преодолевать сложности в сенсорных ощущениях. Так, например, если ребенку нужно что-то жевать, кусать или просто держать во рту при рисовании, то мы предоставляем приемлемый предмет для оральной стимуляции. Это помогает концентрации внимания и уравновешиванию нервной системы.
Сенсорные особенности вашего ребенка - информация для родителей
Помощь детям с пониженной чувствительностью к сенсорным стимулам
Недостаточная чувствительность к сенсорным стимулам обычно приводит к тому, что ребенок хуже, чем другие дети, реагирует на внешние раздражители, или не может выполнять некоторые движения или действия, требующие переработки информации, поступающей от органов чувств (чаще всего это касается проприоцептивной или вестибулярной систем).
Поведение
У ребенка слишком сильный/слабый нажим при письме.
Возможная причина
Снижение проприоцептивной чувствительности.
Помощь
Упражнения с использованием специальных тренировочных материалов (массы для лепки, жвачки для рук и пр.).
Предлагать мячики для разработки кисти.
Перед письмом поработать степлером (помогает научиться регулировать прилагаемое усилие).
Для детей, которые делают слишком сильный нажим, полезны тренировки, когда лист бумаги кладется на коврик для компьютерной мышки. Такие упражнения дают возможность учиться регулировать усилие (чтобы не продырявить лист бумаги).
Использовать при письме механический карандаш, а в более старшем возрасте - гелевые ручки.
Писать и рисовать вибрирующими ручками.
Пользоваться ручками с утяжелителями.
При слишком слабом нажиме полезно пользоваться копиркой, чтобы добиваться достаточной силы нажима для получения следа на бумаге. – Писать мягкимкарандашом или фломастером
Поведение
У ребенка неуклюжая походка. На уроке физкультуры он испытывает значительные трудности. Даже во время разминки сильно заваливается в стороны, выполняя наклоны и простые движения. Не умеет прыгать. Ходит по гимнастическому бревну, держа за руку взрослого (иначе падает). Во время бега часто спотыкается, с трудом дается переход с бега на шаг.
Возможная причина
Пониженная чувствительность вестибулярной и проприоцептивной систем.
Помощь
Выполнять действия, требующие физических усилий.
Носить тугую одежду.
Использовать утяжелители.
Регулярно сжимать руки.
Качаться на качелях, залезать на горки.
Рекомендуется подобрать те виды физической активности, которые не вызывают у ребенка страха, и постепенно развивать их.
Например, если ученик боится ходить по бревну без поддержки взрослого, то можно сначала:
научить его уверенно ходить по наклеенной на полу полоске цветного скотча,
затем перейти на ходьбу по широкой гимнастической скамейке,
затем перейти на ходьбу по гимнастическому бревну, лежащему на полу, – и только после этого учить ходьбе по высокому гимнастическому бревну.
Поведение
Ребенок не реагирует на свое имя.
Возможная причина
Пониженная чувствительность к звуковым стимулам, отсроченная реакция на раздражители, проблемы фильтрации в слуховой сфере.
Помощь
Дать ребенку некоторое время (несколько секунд), не повторять его имя насколько раз подряд.
Уменьшить шум в помещении (выключить телевизор).
Увеличить активность, воздействующую на вестибулярную систему, тесно связанную со слуховой.
Использовать методы, направленные на обучение способности выделелять определенные звуки и слова (имя) из фона.
Поведение
Ребенок не ощущает боль так, как большинство других детей.
Возможная причина
Пониженная тактильная чувствительность
Помощь
Учитывать повышенную вероятность получения травм, ожогов и пр.
Обеспечить безопасность.
Увеличить активность ребенка, стимулирующую тактильную систему.
Поведение
Ребенок на уроке качается на стуле, лежит на столе. На перемене подходит очень близко к другим детям и обижается, если они его отталкивают (может при этом начать бить себя). Перемещаясь по коридору, постоянно врезается в других людей, стены и предметы.
Возможная причина
Пониженная чувствительность проприоцептивной системы.
Помощь
Предлагать ребенку посидеть на перемене в кресле-мешке, «яйце совы».
Предоставлять ребенку крепкие объятия, делать на перемене массаж.
Использовать во время урока утяжеляющие жилеты, подушки на колени, поясные накладки.
Обучить правилу «вытянутой руки» для понимания ребенком дистанции относительно других людей.
Пояснения
Правило «вытянутой руки» используют, чтобы объяснить ребенку понятия личного пространства. Обычно это делают с помощью социальной истории. Пример текста подходящей социальной истории: «Иногда я стою слишком близко к другим людям. Когда я так делаю, другой человек может сильно разозлиться, потому что я слишком близко. Этот человек может подумать, что я пытаюсь навредить ему. Я постараюсь стоять на расстоянии вытянутой руки от людей, когда я с ними разговариваю, если это не папа, мама, бабушка или дедушка».
Помощь детям с выраженным самостимулирующим поведением
Как говорилось выше, у детей с РАС часто наблюдаются повторяющиеся стереотипные действия (стимминг), которые помогают ребенку успокоиться и улучшить саморегуляцию.
Внешне аналогичные формы поведения могут иметь и другую функцию, например, для улучшения восприятия поступающей информации при сниженной чувствительности или для того чтобы получить приятные ощущения. Подобные формы поведения нередко становятся привычными, постоянно воспроизводятся и могут препятствовать обучению и пребыванию в группе. В этом случае следует предоставить ребенку возможность получать те же самые ощущения приемлемым способом во время занятий и увеличить в течение дня количество занятий, обеспечивающих воздействие на ту или иную сенсорную сферу.
Поведение
Ребенок часто кружится, бегает по кругу.
Возможная причина
Стимуляция вестибулярной системы.
Помощь
Разрешать недолго побегать с умеренной скоростью.
Увеличить количество действий и занятий, стимулирующих вестибулярную систему.
Поведение
Ребенок сжимает щеки других.
Возможная причина
Получение проприоцептивных ощущений в руках.
Помощь
Использовать занятия с пластилином, эспандеры, массажеры для рук, сенсорные игрушки.
Поведение
Ребенок часто скрипит зубами.
Возможная причина
Получение проприоцептивных ощущений в челюстных суставах. Помощь
В течение дня использовать сенсорные игрушки для ротовой полости, в том числе вибрирующие.
Предлагать хрустящую еду и еду с вязкой консистенцией, которую необходимо долго жевать, например, жевательные конфеты.
Периодически в течение дня сдавливать щеки.
Надувать гору из мыльных пузырей (опустить трубочку в мыльный раствор и дуть, чтобы получилась гора из пузырьков. Предварительно убедиться, что ребенок не будет втягивать раствор в рот).
Поведение
Ребенку трудно сидеть за партой, он постоянно крутится, раскачивается, вскакивает, сползает на пол.
Возможная причина
Получение вестибулярных и /или зрительных/ проприоцептивных ощущений.
Помощь
Обеспечить дополнительные сенсорные ощущения и возможность движения во время сидения на разных предметах. С этой целью удобно использовать балансировочную или надувную сенсорную подушки, большой резиновый мяч, на которых ребенок может сидеть во время занятий. К ножкам стула прикрепить широкую эластичную ленту, на которую ребенок может ставить ноги.
Поведение
Ребенок слюнявит пальцы и «рисует» на столе, на полу, на любой поверхности.
Возможная причина
Получение тактильных ощущений в руках или/и в ротовой полости. Помощь
Рисовать пальчиковыми красками.
Работать с пластилином, кинетическим песком.
Использовать кулоны для жевания.
Поведение
Ребенок часто тянет в рот несъедобные объекты, кусается: жует свою одежду, учебные материалы, кусает себя или окружающих людей.
Возможная причина
Получение проприоцептивных оральных ощущений.
Помощь
Предложить ребенку на выбор какое-либо приспособление для жевания (кулон, браслет, бусы и пр.).
Использовать жевательную насадку на карандаш.
Пить густые напитки (кисель, густой сок и пр.) через трубочку.
Предлагать хрустящую и вязкую еду.
Если возможно, использовать жевательную резинку (при условии, что ребенок ее не проглотит).
Поведение
Ребенок на уроке постоянно стучит разными предметами, на перемене многократно громко хлопает дверями.
Возможная причина
Стимуляция слуховой системы.
Помощь
Предложить слушать музыку в наушниках на перемене.
На перемене отвести в уголок с музыкальными инструментами или в сенсорную комнату.
Поведение
Ребенок обнюхивает своих одноклассников и учителей. Любит сильные запахи (клея, краски) на занятиях в мастерской. При этом полностью сосредотачивается на них, забывая о полученном задании.
Возможная причина
Стимуляция обонятельной системы.
Помощь
Использовать вещества с сильными запахами в качестве награды или для переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов (ароматические масла, фломастеры с запахом, ароматические гелевые шарики и пр.).
Также существует вероятность, что ребенок использует обонятельную систему как основной источник получения информации, поскольку у него присутствует фрагментарность зрительного восприятия. В этом случае следует направить усилия на развитие зрительного восприятия.
Сенсорная перегрузка
Слишком длительное и/или интенсивное воздействие на органы чувств, особенно у детей с повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам, может привести к сенсорной перегрузке. В свою очередь, такая перегрузка может вызвать срыв или истерику. Часто такое состояние называют мелтдаун, или «отключение», когда человек полностью или частично перестает реагировать на внешние раздражители.
Признаками, указывающими на сенсорную перегрузку у ребенка с РАС, могут быть внезапно возникшие:
крики,
агрессия,
аутоагрессия,
попытки убежать или спрятаться, – отказы выполнять задания.
Кроме этого, очень часто возникают повторяющиеся моторные движения: раскачивания, прыжки, хлопанье в ладоши, повторения одной и той же фразы и т.п.
Такие повторяющиеся действия принято называть стиммингом, который очень часто встречается при РАС. Считается, что стимминг помогает успокоиться и сосредоточиться и часто является проявлением эмоций. (Например, ребенок начинает трясти кистями, когда радуется).
Следует иметь в виду, что при сенсорной перегрузке возникают повторяющиеся движения, которые обычно не появляются в спокойной обстановке. Например, ребенок часто трясет кистями и прыгает, а внезапно появляются хлопки или раскачивание, что не типично для его поведения.
Помимо перечисленных признаков при сенсорной перегрузке также могут наблюдаться: – ухудшение координации,
бледность или покраснение лица,
учащение сердцебиения,
сильное потоотделение, – боли в животе, тошнота, рвота.
В подобных ситуациях необходимо как можно быстрее избавить ребенка от слишком сильных сенсорных раздражителей: увести в тихое спокойное место, помочь надеть наушники. Не следует много говорить и просить объяснений возникшему поведению.
Также можно воспользоваться следующими рекомендациями.
Рекомендации для ситуаций, связанных с сенсорной перегрузкой
С ребенком говорит только один взрослый, который, если есть такая возможность, уединяется с ним в тихом месте.
Взрослый (без слов) берет руки ребенка в свои.
Взрослый сильно прижимает свои ладони к ладоням ребенка.
Взрослый дает ребенку мячик для снятия стресса; взрослый сжимает мячик в руках ребенка (все действия взрослого сопровождаются «глубоким», ощутимым давлением на руки ребенка, которое поможет ему избавиться от напряжения в мышцах).
Взрослый, желательно по инициативе самого ребенка, может крепко обнять его (ребенок стоит спиной ко взрослому).
Некоторых детей может успокоить коробочка с приятными на ощупь предметами.
Если ребенок владеет устной речью, то взрослый может спросить, что его встревожило.
Во время тяжелой сенсорной перегрузки дети, владеющие речью, могут потерять способность говорить. Если ребенок не может говорить ни слова, взрослый задает односложные вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет» жестами.
Взрослый избегает легких прикосновений к ребенку.
Если ребенок причиняет себе боль, бьет кулаками по предметам или стучит головой об стену, то взрослый переключает ребенка на другие действия. Например, в первом случае, когда ребенок бьет кулаками по предметам, следует переключить ребенка на другие действия: бить кулаками по мячу или по подушке; в другом случае, когда ребенок бьет головой об стенку, взрослый защищает ребенка от таких ударов, подкладывая подушку (желательно плотную, ортопедическую).
Если ребенок не избегает прикосновений, то взрослый кладет на его колени утяжеленные покрывала, жилет, подушки или может крепко запеленать ребенка в одеяло или простыню.
Необходимо помнить, что после срыва, вызванного сенсорной перегрузкой, ребенок будет чувствовать себя уставшим и нуждаться в отдыхе. Нередко в этот период усиливаются некоторые формы поведения (например, обычный для ребенка стимминг), с помощью которых он пытается себя успокоить и прийти в нормальное состояние после пережитого стресса. Ни в коем случае нельзя запрещать или пытаться остановить эти действия.
Истерики, крики, агрессия, аутоагрессия и пр. могут возникать не только при сенсорной перегрузке. Они также могут быть обусловлены попытками ребенка добиться желаемого или стремлением избежать неприятных для него заданий. Например, ребенок раскидывает вещи, убегает, если не хочет делать уроки, или кричит и падает на пол, когда ему не дают какую-то игрушку или пытаются увести с детской площадки. В англоязычной литературе такое поведение принято называть tantrum, что переводится как вспышка раздражения или гнева (в отличие от мелтдауна – состояния «отключенности»).
Важно уметь различать эти состояния, поскольку, несмотря на то, что внешне поведение ребенка может быть практически идентичным, реакции взрослых в этих ситуациях должны быть разными.
При вспышках гнева (tantrum):
Поведение преследует некоторую цель.
Обычно вызвано желанием что-то получить (предмет, внимание и пр.) либо избежать чего-то.
Возникает в присутствии другого человека и направлено на него.
Ребенок контролирует свое поведение.
Прекращается, если цель достигнута (например, ребенок получает игрушку, или ему позволяют не выполнять задание).
Для того чтобы уменьшить появления таких форм поведения в будущем, следует:
провести функциональный анализ поведения,
не поощрять проблемное поведение,
всегда поощрять желательные формы поведения.
При мелтдауне поведение:
Не преследует никакой цели, за исключением попыток устранить раздражители (убежать, сломать и т.п.) – Является реакцией на перегрузку.
Возникает независимо от присутствия другого человека.
Не контролируется ребенком.
Прекращается, если удалены сенсорные раздражители (как правило, через некоторое время, которое необходимо ребенку, чтобы успокоиться).
Для того чтобы уменьшить вероятность появления мелтдауна следует:
АДАПТИРОВАТЬ ребенка к различным условиям для его полноценного будущего как самостоятельной личности. Адаптация происходи с помощью сенсорного опыта, если мы депривируем ребенка от внешнего мира, то состояние будет только ухудшаться.
Рады будем ответить на любые Ваши вопросы, звоните нам по телефонам:
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные.
Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии
с Политикой конфиденциальности.